Школа Барберов
Харьков
K.M.S Абсолют
  • 1 Часть. В этой части описаны мои практические опыты деятельности в бюи индустрии, на базе которых я выработал некоторые теории и закономерности которые описую ниже во второй части.
    Свой путь в парикмахерском деле я начал в 2010 году, тогда мне было 15 лет . Причина, по которой я решил заняться именно стрижками, была размытой, скорее - это был интуитивный выбор. Я пришел на первое занятие в школу Mon Plasir, вместе с преподавателем я сделал свои первые срезы. Ощущения были непонятные, трудно сказать нравилось мне или нет, просто было прикольно. Сами курсы для того времени были довольно качественные и структурированы, однако, в силу моей особенности (хорошо, но долго учиться) хорошим мастером сделаться мне не удалось.

    После моей первой школы я прошел еще десятки курсов, мастер-классов и семинаров. Но все становилось только хуже! Везде было полно воды, бесполезной теории и прочей ненужной информации из википедии. Так школы растягивают занятия, для того, чтобы как можно больше выкачать денег из ученика. Месяцы теории и совсем капля практики. К тому же, нигде не могли ответить на простые вопросы: “почему то или иное действие они выполняют именно так?”. На этот вопрос я получал один ответ " потому что так надо". Но теперь то я знаю, что они просто напросто понятия не имели как нужно стричь. Все это вселяло в меня апатию и депрессию, все чаще я задумывался “может это не мое? может не тем занимаюсь?” Однако кое-какой опыт у меня уже был и, будучи довольно упертым человеком, я поступил в КНУКиИ (Киевский университет культуры) на факультет "дизайн прически".
  • В КНУКиИ кроме всего прочего, нас учили стричь по системе Pivot Point. После нескольких занятий я понял, что в стрижке все-таки есть система и расчет, что это все-таки наука, а не какое-то абстрактное ремесло. Кроме того , там я познакомился с замечательным художником, который у нас вел Живопись и другие художественные предметы. Он дал мне понимание: ритмов, баланса, направления, цвета и пропорции. Этот фундамент открыл для меня двери в понятие эстетики. Однако, учиться долго у меня не вышло. В силу обстоятельств я все меньше ходил на пары и все больше на стройку и на склад, где подрабатывал разнорабочим и кладовщиком . Так я отучился 3,5 года. По средине 4 курса меня отчислили. Надо сказать, что я особо не расстроился, так как понимал, что все, что меня интересовало и все, что я мог взять от университета я взял. Интересного было много, однако программа обучения была сильно растянута, мне не хватало динамики. А так как меня вовсе не интересовал диплом высшего образования, я не воспользовался шансов вернуться в университет. Вместо этого я вернулся в Харьков, откуда я родом. где устроился работать в один из небольших салонов.

    Стриг я, по правде говоря, все еще плохо. И меня это сильно беспокоило!! Но одним утром прийдя на работу, меня встретила Фарида, хозяйка салона в котором я работал, она мне рассказала о новой академии, которая открылась в Харькове. Открыли ее Киевские ребята, они же и преподавали в ней. Меня это очень заинтересовало, однако стоимость 4х дневного обучения для меня была огромной. Фарида сказала, что выдаст мне аванс на перед, и я записался на обучение. Так в моей жизни появился Erteqoob, а с ним, и системные, и принципы, и понимание работы с волосами. Но все это пришло не сразу!
Учеба в "Киевском Университете Культуры"
обучение в академиях парикмахеров
  • После обучения в академии Erteqoob, я пришел к хозяйке и сказал, что больше не буду стричь женские стрижки. Она была в шоке - отправила меня учиться, а я вовсе отказался стричь. Все дело в том, что проходя обучение в этой академии, я также мало что понял, и хорошо стричь не научился, но только вот теперь я точно был уверен, что система стрижки существует и что те ребята с Erteqoob знают что делают. К тому же, я попал на 4х дневный курс, который был предназначен для мастеров с высоким уровнем базовых знаний, которого у меня (как и у многих других) не было. Во мне зажегся огонь! Я понял, что женщин я буду стричь либо как они, либо вообще не буду. Денег на базовое обучение в академии у меня не было. И я решил сузить диапазон своей деятельности до мужских стрижек. Так я стал барбером.
  • Время шло, мои навыки стрижки росли все больше! Доходы естественно тоже. Начав достойно зарабатывать, я вернулся к своему обучению. После того как в Erteqoob я закончил все курсы, которые меня интересовали я прошел онлайн обучение классических стрижек Vidal Sasson, Nikitochkin, Saco, Anna Eshwood и другие. Мне стало ясно, что все эти школы объединяет одна система, проще сказать они говорят на одном языке. Просто комбинация технологий и деталей дают особенный характер и стиль каждой школе. Познакомившись со всеми этим людьми, которые осознано и системно развивают нашу индустрию, я наконец-то окончательно и поуши влюбился в стрижки. Мне понадобилось для этого целых 6 лет.
ПУТЬ БАРБЕРА
Работая в барбершопе, я, не совсем находил общий язык с коллегами, из за тех технологий которыми я пользовался. Более того я сталкивался с сильной критикой. Мол, я заморачиваюсь, и что это все бабские штучки, настоящему мужику ни к чему эти все разделения, адаптация и т.д. Более того, стало ясно, что не я один сталкиваюсь с подобной ситуацией. Коллеги которые пользовались такими же технологиями как и я, рассказывали, что они тоже испытывают трудности в коллективах салонов и парикмахерских по той же причине. Большинство мастеров работают без системы и адаптации, стригут шаблонные стрижки на низком качестве, а при виде мастера, работающего осознано и искренне любящего свое дело, у них возникает агрессия. Но в то время меня уже не расстраивало это обстоятельство. Я нащупал твердый фундамент, от которого мог уверенно отталкиваться.
Несколько лет я проработал в одном барбершопе, мне удалось сформировать не просто большую клиентскую базу (у коллег они были и по больше), а очень качественную базу . Когда я говорю качественную, я имею ввиду, что мои клиенты, как правило, имели очень высокий статус в обществе. У меня обслуживаются адвокаты, суди, бизнесмены, футболисты, артисты, директора крупных заводов, политики, чиновники и так далее. В чем же причина такого успеха? Причина в технологиях, которые я применял - я не стриг по шаблону. В то время, когда мои коллеги кроме фейдов и горизонтальных проборов ничего не применяли, у меня же, для каждого клиента был свой срез, своя форма, свой характер и стиль. Я стриг так, как желали волосы клиента, и так, как желал их видеть я. Я никогда не позволял себе бездумно подойти к работе, неважно, первый это человек за день или десятый. Результат не заставил себя долго ждать! Со временем меня сделали старшим мастером и закрепили за мной школу барберов, которая находилась при этом барбершопе. Так я начал пробовать себя в роле преподавателя.
мой самый первый ученик
ПЕРВЫЕ БАРБЕРЫ, ВЫРАЩЕННЫЕ МНОЙ
Уже после выпуска первой группы, я понял, что ребята обучены мною, показывают поразительные результаты. Один месяц обучения и они могли уверенно начинать практику в должности младшего барбера. Хотя я только начинал прощупывать и создавать методику обучения, уже стало ясно, что системность и практика - основы познания парикмахерского дела. 

Еще, сильно вдохновлял тот факт, что в процессе преподавания, я сам развивался и росла моя техника.


В барбершопе работы было много да и в школе тоже, хороший заработок и карьерный рост тоже имелись. Однако, политика и философия компании меня не устраивала - компания не собиралась работать в долгую. Их интересовал сиюминутный заработок, а такой подход сильно тормозил меня и был преградой для реализации моих идей и задумок. Хотя, признаться, мои идеи и планы были слишком размыты, мне казалась я знаю как и что должно быть. Однако, тогда я не задавал себе один из самых главных жизненных вопросов: “Чтобы что?”
ЧТОБЫ ЧТО?
И вот не задав себе этого вопрос я нашел партнера, и мы вместе решили открывать свой собственный салон. Партнером стал мой ученик, который приехал на обучение в Харьков из Кременчуга. Очень способный парень, быстро схватывал все технологии, меньше месяца понадобилось ему чтобы стать достойным мастером. Я его сильно зарядил идеей салона, вместе мы начали искать оборудование и мебель для будущего салона. У меня было 3 кресла еще времен СССР, мне их оставил в наследство старый советский парикмахер, у которого я учился. Нашли хорошую мойку и вопрос стал в помещении и деньгах. Очень грубо подсчитав, мы решили, что для небольшой мастерской на 2-3 кресла нам понадобиться 5000$ 2500$ Жека мой партнер попросил у родственников. Оставалось дело за мной. Мне, один из клиентов обещал выделить средства на свое дело, это был начальник охраны одного крупного бизнесмена. Его самого и его семью я давно обслуживал, но напрямую средства просить было нельза. Мою просьбу было одобрено, и деньги обещали дать в момент как мы возьмем в аренду помещение. Итак, все теперь упиралось в него. Очень странно, но мы долго не могли найти подходящий вариант, время нас сильно поджимало, так как с прежнего места работы мы уже уволились, часть Жекиных денег уже ушло на реставрацию наших раритетных кресел, остальное уже по чуть чуть начало проедаться. Мы торопились, это было третей нашей ошибкой, после отсутствия “Что бы что?” и грубых финансовых расчетов. Надо сказать, что жили мы на тот момент вчетвером в одной квартире, я, Жека и 2 (на тот момент) наших девушки. Аренда жилья и бытовые расходы были довольно большими, хоть девочки работали и помогали нам, но этого было недостаточно.
Итак спустя 10 дней в суматохе мы нашли дешевое помещение в центре, это был подвал, с входом через подьезд. Все были против этого помещения, кроме меня, на меня давило то, что мы зависли и дело останавливалось. Я смог переубедить Жеку и мы подписали договор. Прийдя туда на следуйщий день, я понял, что сделал ошибку, поведясь на цену аренды 150$ месяц и на место расположения - мы получили абсолютно непригодное для эксплуатации помещение, следы на стенах говорили о том, что оно неоднократно затапливалось, в воздухе сильно чувствовался запах подвала, а наших средств явно было недостаточно чтобы привести его в порядок. Осознав свой промах, в тот же день я связался с реэлтором и попросил расторгнуть договор. На мое удевление он согласился встретиться. В процессе разговора выяснилось, что у него рядом есть еще одно помещение, вернуть денег он не сможет, но эти средства могут пойти в счет того другого помещения.
Все дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать
На следуйщий день мы пошли смотреть это другое помещение. Оно было потрясающее, в самом центре города в 10 метрах от метро, 55Кв М хороший ремонт, имелся зал, комната для ожидания, небольшой, но ухоженный санузел, место для перекуса персонала и свой собственный вход. Но было одно НО, аренда этого помещения составляла 500$ это дешевая цена для него, но она превышала наш лимит больше чем в 3 раза и это без учета комунальных. 

У нас сутки на раздумия.

Эти сутки мы почти не спали, бродили с Жекой по улицам и думали. Было два варианта: просто остановить все, отработать деньги, которые уже потратили, вернуть их родственикам Жеки и начать все сначала, или рискнуть, брать его в аренду и пробовать работать. Мы выбрали второй вариант. На утро мы приехали к хозяйке, заключили договор и внесли 1000$ за первый и последний месяц. Это было 2е феврвля, в этот день мы теперь празднуем день рождение нашей компании. Но было несколько проблем - у нас нету названия, денег и ребята, которым мы отдали кресла, после покраски на перетяжку пропали.
Следующим утром я позвонил своему клиенту (инвестору) и сказал, что мы готовы принять его займ для дальнейшего воплощения проэкта. Но тут случилась первая очень неприятная неожиданность. Займ нам не могут выдать, так как в их компании произошел форс мажер, из-за которого мой клиент не мог обратиться к шефу с такой просьбой. Сново наступил момент, когда наш план стал на порог провала. Было жаль те деньги, которые мы уже потратили, к тому же у нас уже было помещение мечты. Мы начали искать другой вариант финансирования, им оказался один банк с не очень хорошей репутацией. Так как в других банках кредита нам не давали. Не читав 50 страниц договора о займе, я его подписал. Мы получили 2500$. Деньги есть, зеркала и прочее оборудование потихоньку стали закупать. Когда время пришло заказывать вывеску, мы все еще не определились с названием. Искали что-то незаурядное и интересное. Всю ночь я просидел с гуглом и кофе под утро нашел слово MYSSAGETS, оно мне очень понравилось визуально, сочетания букв было таким, как мне нравилось, к тому же как оказалось, это было второе имя бога Апполона, покровителя науки и искусств. Я всех разбудил и сказал, что будем называться MYSSAGETS, никому, естественно, не понравилась эта идея, так как было не понятно как его произносить, в общем-то, я тоже точно не знал, просто оно мне нравилось и все. За сутки я переубедил Жеку и мы заказали вывеску.
После вывески мы установили зеркала и подсветку к ним, стало понятно, что чего-то не хватает на стенах. Мне приснилось, что там должны быль лица. На утро занялись поиском гипсовых масок. Поиск нас привел в Харьковскую академию искусств. Зайдя в нее, мы увидели огромную статую Апполона - это был явно знак. Побродив по самой академии, мы достали телефон человека, который нам мог помочь с масками. В ту же минуту позвонили ему и он назвал адрес куда приехать. Мы прибыли на место и увидели два огромных дома, в этом доме явно жил архитектор. Нажали звонок, дверь во двор открылась, мы зашли во двор, а затем в один из огромных домов - это оказалась мастерская скульптора Гурбанова. Он нас встретил и провел долгую экскурсию по своей мастерской. Там было очень интересно, дыхание захватывало от всех этих скульптур вокруг, было как во сне. Спустя час архитектор спросил, что нам нужно. Мы рассказали свою идею и он с радостью согласился помочь. Уже через два дня на стенах нашего салона висели гипсовые маски античных героев, в том числе и Апполона.
Но была еще одна проблема - парни которые перетягивали мягкие части кресел все еще не выполнили работу и пропадали. Я их лично не знал, нашел телефон по обьявлению. Салон был готов, но кресел не было, денег на другие тоже, да и на покраску мы очень сильно потратились, красили их в черный мат на элитном автосервисе. Уже было не до шуток - все готово, а приступить к работе не можем. Огромными усилиями с помощью фотографии с вайбера, гугла и фейсбука мы нашли предположительно телефон жены одного из парней, которые взялись за перетяжку. После вежливого звонка добиться возврата деталей кресла нам не удалось. Пришлось писать грубое сообщения с угрозами, и таки сработало) Они вышли на связь, мы обменялись матерными словами и договорились утром встретиться, чтобы выяснять отношения. Сейчас это уже смешно, но тогда ситуация была довольно острой. Утром я приехал к этим ребятам, взяв с собой пару крепких парней, чтобы в случаие необходимости намять им бока. Однако решилось все неожиданно мирным путем. Мы забрали детали, при чем бесплатно, правда качество работы не соответствовало нашим ожиданиям. Это уже не особенно нас волновало, ведь теперь мы могли хотя бы приступить к работе.
Первый рабочий месяц прошел довольно неплохо, моя клиентская база осталась при мне, мы покрывали поточные расходы и дорабатывали детали в салоне. Жека стриг клиентов, которые заходили с улицы, клиенты были довольны, нам нравилась наша мастерская. Однако денег не хватало. Мы начали искать частных барберов, чтобы предоставить им места в аренду. Удача улыбнулась и спустя пару месяцев к нам пришло сразу 4 мастера с барбершопа, который закрылся. Парни согласились платить хорошую плату за аренду, были веселые и с ними приятно было работать.
Однако, затем началась чреда непредсказуемых событий - нас затопило, затем бомжи разобрали кондиционер, на котором не было защиты, и старые кресла перестали держать высоту, под весом человека они опускались, это было связано с износом гидравлического механизма, а мастеров умеющих их ченить уже было не найти. Все это потянуло за собой большие финансовые затраты, денег у нас не было и пришлось брать микрозаймы для решения форс мажоров. Тут то воронка и закрутилась, чтобы оплатить один микрозайм, мы брали другой, затем третий и так далее, потом пошли штрафы и пени. За 9 месяцев, хотя мы и старались кое-как разобраться с долгами, 2500$ кредита превратились в 5000$ и плюс 2500$ Жекиного займа у родствеников. Было уже не до шуток, нервы потихоньку сдавали, наших арендаторов я попросил добровольно вносить плату больше договоренной вначале, все согласились. 
Почти в то же время наши пары тоже развалились. Еще несколько недель я пытался работать, но уже знал, что салон не спасти. Денег не было даже на демонтаж нашего оборудования. После звонка хозяйки, она пошла мне на встречу и вернула деньги за последний месяц, на них я смог вывезти оборудование. Кресла были проданы почти даром, так как доставка почтой была очень дорогой, в связи с их весов, в каждом было порядка 80 кг. Пришел наш сосед, который открыл кофейню напротив, почти одновременно с нами и в таком же стиле, он хотел купить гипсовые маски. Продавать я их не стал, просто подарил, все же лучше чем будут пылиться где-то на чердаке. Моральное состояние было подавлено, довольно обидно было все отдирать от стен, все то, что так старательно и с любовью обустраивали. Мы проработали около 10 месяцев, без выходных днем и ночью. Утро каждого дня начиналось с капитальной уборки, каждую щелочку своего салоны мы тщательно вымывали, а рабочий день заканчивался после полуночи. Несмотря на все это, необходимо было перевернуть лист и двигаться дальше.
Но как не крути, мы все равно не справлялись, постоянные звонки коллекторов нам и нашим близким подливали масло в огонь. Команда начала сыпаться. Мы разьехались по разным квартирам, затем Жека сообщил, что уезжает, в тот же вечер он уже был у себя в городе, забрав с собой свой долг в 2500$.
Через некоторое время я взял в аренду рабочее место в академии Erteqoob, где когда-то проходил обучение. Работал без выходных, однако средств обслуживать свои кредиты все равно не хватало. Я решил устроиться преподавателем в школу барберов, пришел на собеседование меня взяли сразу. Находилась школа рядом с моим местом работы, поэтому я вел утреннюю группу, затем днем стриг клиентов, затем вечером снова вел вечернюю группу. Денег там особо не платили, но мне нравилось обучать. Когда обучаешь, то многому учишься, все процессы видятся под другим углом, а исправление ошибок учеников вообще сильно прокачивает мастерство.
В общем стриг я много, очень много. Когда не спал я стриг. Проработав в школе полгода, я обрел сильные преподавательские способности, но как я не старался, микрозаймы росли. К этому времени сумма моей задолженности уже составляла 10000 $. Проснувшись утром и осознав всю тяжесть ситуации, я уже не смог идти на работу, так как было ясно, что все бесполезно. Я отменил все записи на этот день и просто бродил по улице.



Раздался звонок — это был мой клиент Виталик. Ничего не объясняя, он попросил меня приехать в центр. Я приехал, мы встретились в кофейне, и он положил на стол деньги со словами: “С Днем рождения”! Но была зима, а у меня день рождения весной. Я посмотрел на телефон, было второе февраля, день рождения нашей компании, эту дату я установил, как день рождения в фейсбуке, а фейсбук напомнил Виталию. 
Появилась реальная надежда выкарабкаться. Через пару дней я уволился со школы барберов, с основательницей школы у нас регулярно возникали споры по методике обучения. Хотя в других аспектах, они служили мне примером и ориентиром которые мне помогли в будущем.

Итак, собрав свое маленькое них&я и много опыта, я ушел из этой школы.







Через какое-то время ко мне начали обращаться по рекомендации много людей с просьбой обучить парикмахерскому делу. Среди них были мои ученики со школы, где я работал, их знакомые, друзья, мастера универсалы, которые хотели повысить квалификацию в мужских стрижках, и просто люди, которые следили за мной в инстаграме. Сначала - это было индивидуальное обучение, затем я собирал их в группы. В общем, дела шли в гору. Места, для проведения занятий, своего не было. Стоял вопрос, где проводить занятия?



























Помещение нашло нас само :). У одной из наших учениц мама была совладелицей школы парикмахеров. Им понравился наш подход к работе, и они дали возможность арендовать их школу для проведения наших курсов. Я пишу: “наших”, потому что к этому моменту в команде нас уже было двое - я и партнер Андрей (он же Андреус).












С Андреусом мы познакомились в одном из барбершопов, в нем был виден большой ум и невероятно быстрая обучаемость. Я поделился с ним своими знаниями, остальное он добрал в процессе обучения в других академиях. Через некоторое время, многому я уже сам у него учился, и не только касаемо стрижек, а и различных организационных моментах и подходах. Он помог лаконично выстроить процесс подачи информации ученикам, а также, мы вместе набросали глобальный план дальнейшего развития компании, над которым я до сих пор работаю.

Однако, сотрудничество продлилось недолго, были разногласия по важным вопросам и наши дороги разошлись. Мне нужны были помощники, и они всегда у меня были. Ученики сами потихоньку интегрировались в школу, становились помощниками, затем преподавателями, затем частью единого организма под названием K.M.S. Так теперь называлась наша школа. Пришлось сделать ребрендинг, так как старое название MYSSAGETS трудно читалось и запоминалось. Новое же название было кратким и запоминающимся, а также эта аббревиатура расшифровывалась как Kaizen Master School. Kaizen - это японская философия постепенного, но постоянного улучшения. Таким теперь был наш курс - никаких лишних движений, никаких лишних расходов, все только по делу и с четкой целью.








Прошло два года с момента закрытия нашего салона, и мы праздновали день рождения второго февраля, но теперь у нас, кроме дня рождения, был еще один повод. Мы вернули все долговые обязательства, приобрели немного техники для работы и имели уже настоящую школу со своей программой и системой обучения. Кроме того, мы обрели невероятно хорошую репутацию в городе, выпустили более ста выпускников. И научились делать из человека, ранее не державшего ножницы в руках, отличного специалиста за пятнадцать занятий. О секрете такого успеха я расскажу подробно немного позже.














Надежда парадоксальна. Это не пассивное ожидание и не форсирование событий, которые не могут произойти в реальности. Она подобна затаившемуся тигру, который прыгает лишь тогда, когда для этого настал момент. Это не усталый реформизм и не псевдорадикальный авантюризм. Надеяться — значит в каждый момент быть готовым к тому, что еще не родилось, и при этом не отчаиваться, если этого не произойдет при нашей жизни. Нет смысла возлагать надежду на то, что уже существует, или на то, чего не может быть. Люди, утратившие надежду, успокаиваются, пребывая либо в комфорте, либо в отчаянии, те же, у кого надежда сильна, видят и заботливо взращивают все признаки новой жизни, они готовы в любой момент помочь рождению того, что готово появиться на свет. Эрих Фромм,
'' Сегодня победа осталась бы за противниками, если бы у них было, кому победить. Цезарь ,,
От ученика до квалифицированного рабочего (подмастерья)

Основой любого ремесла всегда будет подрастающее поколение молодых специалистов. Мы считаем своим долгом, относиться к нему с полным осознанием ответственности и трепетом. Если учащийся чувствует перегрузку из-за того, что ему нужно изучить слишком много материала за слишком малое время, если человек чувствует, что не справляется - это не его вина! Потому что мы часто до сих пор получаем образование ХХ века, которое актуально было в мире ХХ века, когда так много людей работали на заводах и фермах. Но сейчас мы живем в эпоху информационных технологий, автономных электрокаров и космических кораблей. А в плане обучения - все еще ездим на лошадях с телегами.

Проблема заключается в том, что стандартные системы обучения приучают наш ум быть пассивным: сиди тихо, ни с кем не говори, слушай урок и просто потребляй информацию! Но мозг учится не в процессе потребления информации, а в процессе творчества. Учащемуся нужно принимать активное участие, правильно делать записи, задавать много вопросов, обсуждать информацию с коллегами и делиться впечатлениями.

Есть великое множество способов проявлять живость ума. О парикмахерском деле можно сказать, что оно требует немало самоотдачи и трудолюбия. “Единственное место, где преуспеяние предшествует труду, — это словарь“, — Видал Сассун. Быть здесь и сейчас - основа постижения данного ремесла, если вы делаете свое дело и делаете его каждый день, без раздражения и с энтузиазмом, то мастерство придет к вам очень быстро. Избегайте хаотичных действий и паники в работе. Самый большой враг начинающего мастера парикмахера - это страх. Страх, что он сделает что-то не так, страх все испортить, и страх осуждения со стороны клиента. Старайтесь всегда держать страх под контролем! Как только он выйдет из-под контроля, это сразу скажется на вашей концентрации, станет невозможным принятие правильных решений, соответственно, как результат - плохо выполненная работа.

Что значит работать над живым человеком, а не над неживым материалом, как это имеет место в других ремеслах, каждому ученику углубленно предстоит еще узнать за годы практики. Однако, хочется обратить ваше внимание на то, что в нашем деле есть особая связь между мастером и клиентом как на ментальном, так и на психологическом уровне. Для того, чтобы разобраться в этом, нужно сначала четко определить основные причины того, почему человек пользуется услугами парикмахера. И почему у одних мастеров всегда полная запись, а другим все никак не удается сформировать свою клиентскую базу. Вот эти причины:

качество выполненной работы мастером;


коммуникабельность мастера;


внешний вид мастера;


внешний вид рабочего места мастера;


атмосфера заведения, в котором работает мастер;


серви


  Теперь по порядку. Естественно, основное, за чем приходит человек к парикмахеру - это привести свои волосы в порядок. Важно понимать - во всем, что нас окружает, присутствуют линии, геометрические формы, цвет, объем, направление, ритмы и баланс. С помощью этих деталей наше воображение создает ассоциации, через которые мы воспринимаем внешний мир. То есть, человека на стрижку, осознает он это или нет, приводит чувство эстетики, его собственное или окружающих его людей. Эстетика - это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения и т.д. Это важно, и является основой парикмахерского дела!

  Задача истинного мастера - определить недостатки и достоинства внешнего вида его клиента, и сыграть на этом в пользу данного человека. Соответственно, мастер должен определить и восстановить баланс в силуэте человека, подчеркнуть нужные линии и скрыть не желаемые, собрать в массу волосы или наоборот расстричь их, учитывать цветотип человека и направление роста его волос, соблюдать ритмы, а также общий стиль и образ жизни клиента. На подсознательном уровне ваш клиент испытает чувство эстетического наслаждения, если вы правильно оценили его внешность, и с помощью стрижки сумели в нужном месте наполнить недостающее, и где требуется, убрать избыток. После успешно проделанной работы, окружающие вашего клиента люди в повседневной жизни, иногда сами того не подозревая, будут проявлять к нему усиленное внимание и респектабельность, воспринимать человека более привлекательным, иногда даже наделять его положительными чертами характера, которыми сам человек может не обладать.

  И в этом абсолютно нет никакой магии, просто человеческий глаз фокусируется на раздражителях положительных либо негативных. И если ему в поле зрения попадает гармоничный предмет, форма, силуэт, то он моментально на нем фокусируется, затем получает “экстаз”, и концентрация возрастает. В этот момент происходит мыслительная цепочка, которая и определяет в нашем случае отношение одного человека к другому. Человек с неподходящей стрижкой у окружающих автоматически будет вызывать агрессию и негодование, и напротив - человек, с подходящей ему стрижкой, играет на позитивных эмоциях и ощущениях людей.












Но как же мастеру научиться верно подбирать стрижку для своих клиентов? К сожалению или к счастью, научиться этому невозможно. С этим навыком мастер может либо родиться, и тогда мы называем это талантом, либо выработать его в процессе практики. С талантом все ясно - он либо есть, либо его нет. А что же с практикой? Ведь много мастеров по долгу практикуют, но при этом, все равно создают сплошные браки в стрижках, с точки зрения адаптации (адаптацией мы в нашей школе и называем подбор стрижки для человека). Все дело в том, что просто практиковать у себя на рабочем месте недостаточно, и навык адаптации следует вырабатывать системно и упорно.

Быть внимательным

Необходимо тщательно и умышленно наблюдать за работами своих, более продвинутых коллег. Например, анализировать стрижки персонажей с фильмов, клипов, журналов, интервью и так далее. Со звездами, как правило, работают топовые мастера, у которых сильно развито чувство адаптации. Следовательно, при тщательном наблюдении, вы заметите закономерности. Увидите, как с помощью волос, мастера раскрывают характер персонажа, его стиль, повадки и т.д. Этот опыт, извлеченный из анализа работ ваших топовых коллег, сформирует в вашей голове огромный поток референсов, который вы сможете направить на своих клиентов. Больше вам не придется ломать голову над тем, какую стрижку подобрать, образы будут рождаться в вашей голове мгновенно, а вы будете их проживать, воплощая в реальность.

Обучение

Важнейший фактор для того, чтобы прокачать навык адаптации. И здесь не столько важно количество посещаемых МК, как их качество. Выбирайте тщательно школы и спикеров, к которым идете учиться, анализируйте с какой аудиторией они работают, в каких местах и с каким прайсом, хотели ли вы работать с такой аудиторией. Одним словом - выбирайте лучших из лучших, тогда ваши инвестиции в обучение вернутся и приумножатся скорейшим образом.

Тренировки и творческие дни

Стрижек на рабочем месте и на обучении недостаточно. Необходимо дополнительно тренироваться и устраивать творческие дни. Дни тренировок необходимы для расширения вашего кругозора и багажа техник. Для этого необходимо заранее найти модель, подходящую для выполнения стрижки, которая интересна вам в данный момент. Человек, который будет вашей моделью, должен быть готов сидеть столько, сколько понадобится, 2-3 часа и больше, если это нужно.

В спокойном режиме, с чашечкой кофе или чая проведите адаптацию, познакомьтесь с волосом, обговорите волосы с клиентом (это важно для улучшения синхронизации клиента с мастером), затем не торопясь принимайтесь за дело. Каждое свое движение контролируйте больше обычного, каждый срез и натяжение старайтесь делать лучше, каждый пробор ровнее, проверяйте себя чаще обычного, двигайте волосы, сушите и снова мочите, наносите стайлинги и смывайте их. Это будет неоценимый опыт. Такие тренировки можно проводить как в одиночку, так и с коллегами, однако, не стоит приглашать на такие мероприятия коллег, которые меньше вас мотивированы и меньше вас горят стрижками. Такие люди негативны и дело с ними не пойдет.

Обучайте

Для того, чтобы новая информации зашла в вас, необходимо передать старую, поэтому важно заниматься обучением и передавать знания. К тому же, когда вы кого-то учите, навыки и знания раскрываются невероятно глубоко и очень сильно укореняются в вас. Тем временем, ложная и фальшивая информация, которая не работает, будет отваливаться, оставляя в вашем разуме только те факты, которые прошли испытания и действительно работают на практике. Когда вы являетесь чьим-то наставником, вы не позволяете себе халтурить, и даже в повседневной своей работе с клиентами ищите информацию, которой необходимо поделиться, и ответы, которые не смогли дать своим подопечным. Не стоит думать, что для того, чтобы кого-то учить, необходимо уже все уметь самому - такого не бывает. Важно только найти хорошего подопечного, который мотивирован и желает делать то, чем занимаетесь вы. Если пока ваши знания не системны и сыры, обучайте без платы деньгами, а например бартером. Бартер хорош тем, что человек должен чем-то платить за ваши старания, услуга за услугу, время за время.

Коммуникабельность - это важнейший навык, которым мастер обязан обладать. Мастер должен расположить клиента к себе еще в момент знакомства, выяснить его потребности и пожелания, провести адаптацию и выбрать для него подходящую стрижку. В процессе работы мастер обязан обращаться к клиенту по имени - это очень важно. Таким образом, вы выстраиваете дружеские отношение с человеком, вызываете у него доверие и располагаете к себе. Ни в коем случае мастер не должен пресмыкаться перед клиентом, кем бы ни был человек, сидящий у него в кресле, но также не должен быть слишком высокомерен, и то и другое отталкивает людей. Мастер должен уважать себя и знать себе цену, вести себя всегда спокойно и уверенно, он всегда должен уметь выслушать человека, не перебивая его, оценить ситуацию и найти решение задачи. Чтобы максимально точно определить желания клиента, парикмахеру рекомендуется задавать вопросы. Если же человек затрудняется ответить, чего он хочет, определите, чего он не хочет и методом исключения прорисуйте общую картину.

Очень важно не переборщить с вопросами, особенно касаемо клиентов мужчин! Если сразу стало понятно, что мужчина не привык объяснять желания относительно его стрижки, мастер должен взять полностью инициативу на себя и самостоятельно подобрать нужный образ, опираясь на свой вкус и опыт. Однако, это вовсе не значит, что парикмахер не должен прокомментировать свои намерения относительно стрижки перед началом работы и по ее завершению. Ведь недостаточно просто создать нужный образ клиенту, нужно еще и уметь этот образ “продать”. Это значит, что мастер должен прокомментировать проделанную работу над образом человека. Обратить его внимание на детали, линии, текстуру стрижки. Вы должны сами указать на то, что возможно сам человек может сразу и не увидеть. Рассказать о преимуществах данной стрижки, о вариантах ее укладки и об особенностях ее носки. Выполняя это, мастер сразу же закрепляет клиента за собой, ведь он проявил к нему внимание и особое отношение, а это дорогого стоит!

К каждому клиенту должен быть индивидуальный подход. Кто-то предпочитает стричься молча, с такими людьми достаточно поговорить относительно стрижки перед началом работы и обсудить проделанную работу в конце сеанса. Кто-то приходит с намерением поболтать, с такими людьми приходится много общаться и поддерживать диалог, если это не мешает вашей работе. С одними клиентами вы становитесь друзьями, а с другими все время находитесь на дистанции. Чуйка и интуиция вам в помощь!

Важно помнить, что ваши глаза и ваше лицо в процессе работы говорят не меньше, чем ваш язык. Человека, увлеченного своим делом, видно издали также, как и человека, относящегося к своей работе равнодушно. Конечно, не каждый клиент способен распознать подлинное мастерство от разыгранного перед ним спектакля, да и далеко не каждому клиенту это нужно. Однако, мой опыт позволяет сделать такие выводы, что мастера своего дела, будь то врачи, юристы, предприниматели, спортсмены, в общем любые люди, по-настоящему фанатики, увлеченные своим делом, прекрасно видят других людей, близких им по духу. То есть, будь вы лучшим парикмахером, вашими клиентами будут лучшие врачи, лучшие адвокаты, бизнесмены и так далее. А согласитесь - это приятный бонус!

На этом хотелось бы остановиться поподробнее. Парикмахер, как правило, большую часть своего времени проводит на работе. Соответственно работа напрямую влияет на качество нашей жизни. Люди, с которыми вы работаете, создают ваши мысли, настроение и в конечном результате формируют вас. Если ты общаешься с пятью интеллектуальными людьми, ты будешь шестым. Если ты общаешься с тремя уверенными в себе людьми, ты будешь четвертым. Если ты общаешься с шестью богатыми людьми, ты станешь седьмым. Если ты общаешься с двумя идиотами, ты станешь третьим. Соответственно, чем выше рангом ваше мастерство, тем выше качество ваших клиентов, они, в свою очередь, делают вас лучше, и так по спирали вверх!

Профессия мужского парикмахера уникальна тем, что мастер имеет возможность (при благоприятных условиях) много общаться со своими клиентами. Получать от них полезные советы, бесплатные консультации, жизненный опыт, а иногда и инвестиции, например, на собственное дело. Мне часто доводилось видеть, когда клиенты помогали своему мастеру открыть парикмахерскую, да я и сам имел такой опыт. Подумайте сами, какая еще профессия дает такие возможности? Этот бонус мужского парикмахера, на мой взгляд является ключевым и более важным, чем финансовая составляющая профессии. За годы работы мастера с клиентом вырабатывается высокая степень доверия друг к другу.

Однако, деньги, а именно ваш прайс, неотъемлемая часть ваших взаимоотношений с клиентами. Это фильтр, через который вы пропускаете клиентов. Чем выше прайс, тем качественней ваш клиент! Чем выше прайс, тем более лояльный ваш клиент! Человек, способный платить дорого, скорее всего и способен зарабатывать много, а значит он специалист своего дела, а специалист своего дела способен оценить работу другого специалиста! Поэтому не бойтесь поднимать стоимость ваших услуг и постоянно работайте над тем, чтобы соответствовать этой стоимости. Очень важно, при поднятии цен на услуги, уметь объяснить эти изменения. Ни в коем случаи нельзя оправдываться вроде того, что выросла стоимость аренды, света или корма для вашего кота. Единственной адекватной причиной поднятия цены может быть только ваш профессионализм. Вы растете как мастер и как личность, растет качество ваших клиентов, растет цена ваших услуг и так по кругу.

Личность мастера - это важный момент ценообразования. Профессионализм выполненной работы играет роль до того момента, пока вы не выйдете на самый высокий прайс среди мастеров широкого поля. Например, средняя стрижка у мужского мастера по городу (это условные суммы) составляет 350 грн, стрижка топ мастера 700 грн - это потолок, до которого вы можете добраться с помощью профессионализма выполняемой работы. Но ведь есть мастера не широкого поля, у которых цена стрижки может составлять, например, 6000 грн, то есть в 10 раз выше, чем у топового мастера широкого поля. Тут вступают в действие уже другие силы - мастеру уже недостаточно просто хорошо стричь (это, само собой разумеется), должна присутствовать личность, иными словами - личный бренд мастера!

Сейчас даже владельцы многих многомиллиардных компаний начинают выходить из тени и упорно работать над формированием личного бренда. То есть, привязывать продукт, произведенный своей компанией к своей личности. Это усиливает доверие к продукту и увеличивает ценность. Парикмахеру для того, чтобы преодолеть потолок и выйти на сверхпрайс, также необходим сильный личный бренд. Итак, я бы хотел выделить основные рекомендации для мастера, который решил открыть свой салон.



Не открывайте свое дело на чужие деньги

Если вам не удается самостоятельно скопить необходимую сумму, значит вы еще не готовы распоряжаться ею. Если вам удалось скопить необходимую сумму, и в то же время имеется человек, готовый выдать вам займ на положительных для вас условиях, таким займом можно воспользоваться. А скопленные деньги пусть остаются как резерв, в случае неудачи, вы всегда сможете погасить им долговые обязательства. В случае успеха, у вас будет свое дело и при этом останется хороший запас резервных средств.

Четкий финансовый расчет

Для того, чтобы провести финансовый расчет, необходимо выяснить следующие параметры:

разовые расходы (оборудование, ремонт, покупка помещения);


регулярные расходы (аренда помещения, коммунальные платежи, реклама, налоги, уборка помещения, зарплата для персонала с фиксированной ставкой);


переменные расходы (зарплата мастеров на проценте, расходники, чай и кофе, бытовая химия, косметика). Переменные расходы следует поделить на три уровня:


расходы при низкой загрузке;


расходы при средней загрузке;


расходы при максимальной загрузке салона.


Переменные расходы очень важные, так как они растут вместе с вашим доходом. Чем больше клиентов, тем больше переменных расходов. Поэтому очень важно их знать.

Основные переменные расходы - это ЗП мастеров, работающих на проценте. Далее необходимо посчитать расходники, затраченные на каждого клиента, такие как стирка полотенец. Чтобы выяснить этот параметр, необходимо узнать стоимость стирки 1 кг белья в прачечной и выяснить вес одного влажного полотенца. Иметь собственную стиральную машину и сушилку для полотенец - самый затратный вариант, так как окупаться оборудование будет безмерно долго, плюс расходы на ремонт, амортизацию и средства для стирки. Самый экономичный вариант - это одноразовые полотенца, однако они подходят не для всех задач. Далее посчитайте воротнички, салфетки и прочие мелочи на одного клиента. Затраты на косметику также можно посчитать, однако на старте это можно сделать лишь примерно. Допустим, мы выяснили, что стоимость расходников на одного клиента составляет 1 $. После того как мы выяснили этот параметр можно планировать доходы.

При минимальной загрузке, например 10 чел/день., при стоимости стрижки, допустим 30 $, грязный доход будет составлять 300 $/день. Отнимаем ЗП мастеров, работающих на установленный процент, например 40 %, получаем 180 $ вашего грязного дохода за день. От этой суммы отнимаем 10 $ переменных, у вас получается 170 $, затем эту сумму умножаем на 30 дней, равно 5100 $. Отнимая от нее постоянные расходы - мы получим чистый доход салона. Обратите внимание, что реклама может быть также переменным расходом, однако, чтобы определить стоимость рекламы на одного клиента, необходима серьезная работа с хорошим онлайн маркетологом). Теперь зная свой чистый доход, вы сможете посчитать срок окупаемости вложенных вами инвестиций при минимальной загрузке, при средней загрузке и при максимальной загрузке салона, а значит сможете определить рентабельность вашего дела.

Что касаемо разовых затрат, тут следует уделить много времени. Основное оборудование для мужского салона - это кресла и мойки. На этом, по возможности, экономить не стоит. Но и не следует пытаться купить самое дорогое. Оптимальным вариантом будет оборудование уже протестированное. Хорошо поспрашивать у мастеров и послушать отзывы перед выбором. Делайте ставки не на внешний вид, а на практичность и износостойкость, а также на простоту механизмов. Считайте эти расходы с запасом - на доставку и прочее.

Следующий очень важный аспект - это освещение рабочего пространства. Свет должен быть равномерным и рассеянным. Как не странно, но обычные армстронги с матовым покрытием, при достаточном количестве на квадратный метр, как ничто лучше, справляются с задачей равномерного освещения. Не стоит рассчитывать на большое количество декоративных ламп, светильников и люстр. Такие элементы относятся к декорациям. Толку практического от них часто мало, так как они светят точечно, засвечивая бликами одну часть рабочего места и слепят другую часть. Еще раз подчеркну, свет должен быть рассеянным и равномерным!!! Устанавливая освещение, необходимо учитывать наличие окон и их расположение. Так как окна тоже могут засвечивать либо слепить рабочие пространства. Например, в одном из мест, где я работал, с 14:00 до 16:00 осенью, когда листья осыпались, практически невозможно было работать. На закате солнце светило в стеклянные стены здания напротив, затем отражаясь, полностью слепило все помещение парикмахерской. Пришлось изготовить дополнительные навесы на окна. А это дополнительные затраты, которые следует учитывать.

Третий необходимый элемент - это мебель. Сюда входит как мебель для зоны ожидания, так и рабочие места. Здесь конечно все на любителя. Все зависит от стиля и философии помещения. Однако, несколько рекомендаций я все же дам. Если помещение взято в аренду, старайтесь устанавливать мебель таким образом, чтобы ее можно было с легкостью, в случае необходимости, демонтировать, перевезти и установить в другом месте. Заранее найдите производителя мебели, который будет в состоянии сделать то, что вам нужно, четко и быстро посчитать стоимость и в сроки выполнить ваш заказ. Лучше обращайтесь к крупным фабрикам производства мебели, так как с частными специалистами, как правило, связываться дело не благородное. Они не могут точно и быстро посчитать стоимость, сроки часто не соблюдаются, в общем одни проблемы. На фабрике же - вам быстро все посчитают, опираясь на ваш референс, замеры и финансовые возможности.

Важно продумать функционал и посчитать расходы на мебель заранее!!! Считайте с запасом, непредвиденные расходы всегда случаются, пусть они не будут для вас неожиданностью.

Также необходимо оценить состояние ремонта помещения. Если помещение не ваше, то необходимо выбирать такое, где не требуется вложений на ремонт или эти вложения должен покрывать арендодатель. Помимо этого, учитывайте возможные непредвиденные расходы и ситуации.

Зная разовые расходы, добавьте к ним постоянные на три месяца работы. Это будет минимальная сумма, которую вам необходимо иметь в качестве резерва для начала бизнеса. Три месяца - это будет срок, за который вам необходимо вывести предприятие в ноль. Если это невозможно, умножайте постоянные расходы на то количество месяцев, за которые вы планируете вывести предприятие в ноль (берите всегда с запасом).

Если вы мастер, то наверняка должны знать о том, что финансовый ресурс - это только половина дела, вторая половина, и возможно более важная - это персонал, его подбор и обучение. На мой взгляд, это самый сложный и непредсказуемый процесс, так как человеческий фактор - вещь нестабильная и требует определенных навыков взаимодействия и опыта руководителя. Здесь тоже должна быть заранее выработанная система и план удержания, обновления и обучения своей команды.

Управление персоналом

Это, пожалуй, самый сложный и важный процесс в построении бьюти бизнеса. На этот счет можно дать много рекомендаций, однако, так или иначе все будет упираться в ваш опыт взаимодействия с людьми и опыт работы в этой отрасли. Если такой опыт имелся, и вы долгое время работали в бьюти индустрии, то вам будет легче. Если же у вас не было такого опыта я рекомендовал бы вам обзавестись знакомыми, которые хорошо в этом разбираются, или устроиться работать в какой-нибудь успешный салон с крепкой командой и репутацией. Желательно, чтобы это был лучший салон в вашем регионе.

Дело в том, что построить хорошие взаимоотношения с мастерами, дело очень щепетильное. Это как хождение по канату. Мастера, особенно с большим опытом работы, часто имеют непростые характеры, они уже сформированные личности и работают так, как привыкли. Это вполне нормально, но часто случается так, что, работая с такими людьми, сильно страдает дисциплина. А дисциплина напрямую связана с лицом компании. Недостаток дисциплины может сказываться на имидже компании, как например, недостаточно чистое рабочее место, опоздание на работу, несоблюдение стандартизации рабочих процессов. То есть, если вы собираете мастеров с большим опытом работы, то знайте - довольно трудно будет приучить их к корпоративным правилам и нормам компании. К тому же, нужно помнить, что мастер с опытом и хороший мастер - это не одно и тоже.

Часто бывает так, что мастер, который обучался в отличной школе и имеет всего полгода или год практики, оказывается специалистом лучше того, кто стрижет десять лет, но учился непонятно где, или вовсе не учился. Также, относитесь с опаской к таким мастерам еще и по той причине, что мастер, имеющий огромный опыт, и при этом готов работать в найме, явно имеет недостатки, которые вам еще предстоит найти. Дело в том, что хорошие и опытные мастера либо уже работают в отличных командах, либо работают сами на себя.

Если человек, имеющий большой опыт работы, соглашается у вас работать на обычных условиях, знайте - с ним что-то не так. Обычно, это безрукие люди, которые не в состоянии сформировать свою крепкую клиентскую базу, или люди с сильно вредными привычками. Таких личностей не стоит принимать на работу.

Однако, вам может повезти, и хороший мастер с большим опытом работы, в силу обстоятельств, будет искать новую команду и место работы, например, в связи с переездом. Такое бывает редко, но, если попадется сразу подумайте, сможете ли вы удовлетворить его потребности. Если нет, то ваше сотрудничество продлится недолго. Хорошего мастера следует сразу обеспечить достойным заработком, комфортным и стабильным количеством работы, приятной атмосферой внутри команды, порядком и чистотой в салоне. Также спешу сообщить, что не следует думать, что если вы открыли салон с дорогим интерьером и самыми крутыми креслами в городе, то мастера станут в очередь, чтобы работать у вас. Это не так! Я был свидетелем того, как десяток шикарных парикмахерских, так и не смогли сформировать достойную команду, вследствие чего за полгода или год закрывались. Если кратко подытожить, то можно сказать так - объявление с текстом: “Ищем мастера парикмахера с опытом работы от трех лет” само по себе абсурдно по вышесказанным причинам!

Но кого тогда нанимать? Искать следует талантливых подмастерьев, то есть ребят, которые недавно закончили обучение, желательно качественное, и хотят устроиться работать. Для этого вам следует найти лучшие школы парикмахерского дела и попросить у них контакты выпускников. После, необходимо познакомиться с желающими работать и определить, с кем из них вам комфортно!

Важно, чтобы человек, которого вы собираетесь нанять, был вам приятен. Далее нового мастера необходимо взять на стажировку и обеспечить его необходимым количеством практики, он должен привыкнуть к рабочему месту и набить руку. Для этого каждому стажеру понадобится какое-то время. Хорошо, если у вас уже есть старший мастер, или вы сами имеете достаточный опыт для того, чтобы помочь новичку втянуться в работу и корректировать рабочий процесс. Если же ни того ни другого нету, то следует закладывать немалый бюджет на его обучение, что довольно рискованно на начальном этапе сотрудничества, так как вы можете потерять человека и, следовательно, вложенные в его образование деньги.



Финансовые затраты на повышение квалификации мастеров неизбежны, однако, лучше вкладывать деньги в тех мастеров, которые уже проверены и которые максимально быстро смогут своей работой вернуть инвестиции, обучая других членов команды либо работой с клиентами. С мастерами, которые только начинают свой путь, гораздо легче строить корпоративные правила. Они гибкие и впитывают все, что необходимо для качественного обслуживания и хорошего имиджа салона. Однако, и все плохое тоже. Поэтому, если вы сами или ваш старший мастер не пунктуальны, не следует удивляться, что мастера опаздывают на работу.

В идеале, ваши корпоративные правила должны совпадать с теми правилами, которым обучали ваших мастеров в школе.

Нанимая на работу подмастерьев, вы должны так же позаботится об их потребностях. Молодых мастеров обычно цепляет хороший интерьер и дорогое оборудование, но этот бонус быстро улетучивается, так как со временем они уже обращают внимание на такие вещи, как:

сильный лидер во главе команды;


большое количество практики;


наличие мастеров, на которых они могут и хотят равняться;


внимание и помощь в работе от коллег и руководителей;


ощущение перспективы карьерного роста и желаемого заработка;


респектабельность бренда.


Сильный лидер

Ни одна команда не будет эффективной без наличия сильного лидера. Лидер - это человек, который должен иметь высокий авторитет и уважение остальных членов команды. Этот человек должен делать то, что он требует от остальных, и на своем примере показывать, как и для чего это нужно.



Обязательный набор качеств для лидера:

стрессоустойчивость;


рассудительность;


справедливость;


огромная самоотдача;


решительность;


смелость;


умение защищать интересы участников команды;


высокая харизма и умение говорить.


Если вы собираетесь самостоятельно управлять салоном, вам необходимо быть лидером. Еще более эффективно, когда и лидер и старший мастер - это один человек. В таком случае, слаженность коллектива будет на высоком уровне.

Также не стоит забывать, что лидер должен все время поддерживать свой статус. Нужно постоянно развиваться и задавать новые планки для себя и команды. Если лидер останавливается на достигнутом, команда также постепенно начинает деградировать.

Это основные моменты управления персоналом, которыми я хотел поделиться с вами. Однако, каждому лидеру и руководителю предстоит самостоятельно выработать эффективные способы управления, опираясь на свой опыт и особенности каждого сотрудника в отдельности. Помните - это постоянный процесс, который все время должен быть в вашем фокусе, так как он является ключевым!

Большое количество практики

Это то, что крайне необходимо для начинающего мастера. Даже самый талантливый и инициативный человек, который горит развитием, быстро затухает, если у него нет достаточно практики. Мастер, который сидит часами без дела, становиться вялым, в него вселяется апатия и неуверенность. Поэтому основная задача лидера - обеспечить достаточным количеством практики начинающего мастера. Если нет возможности или мастер еще не готов обслуживать клиентов, организуйте для него возможность практиковаться на бесплатных стрижках или стрижках по системе “плати сколько хочешь”. В таком случае для подмастерья появится возможность оттачивать свои навыки, а салон будет получать поток новых людей, которые в перспективе могут сделаться вашими клиентами.

Я рекомендую привлекать клиентов с помощью раздачи листовок у салона (если локация позволяет), или с помощью персональных приглашений в соцсетях. Последний метод особо эффективен, так как есть возможность подобрать именно ту аудиторию, с которой хотелось бы работать мастеру. Здесь нужно учесть, что не следует делать шаблонные рассылки. Пишите персональный текст для каждого человека отдельно. Это вызовет взаимный интерес, так как вы уделили человеку внимание и интересуетесь его внешностью.

По моему опыту один из десяти людей, которых приглашают на бесплатную стрижку приходят, если правильно составить текст. Для большего эффекта можно сделать правило, каждый клиент может только один раз бесплатно обслужиться у подмастерья - это поможет не накапливать халявщиков и обеспечит поток только новых людей. Все вышесказанное работает при условии высокой дисциплины и мотивации команды.

Немаловажным для подмастерья является наличие опытных мастеров в команде. Это живой пример для них. Опытные мастера для начинающих являются ролевыми моделями. Они смотрят и копируют модель поведения, схемы решения поставленных задач и так далее. Это один из самых эффективных методов обучения и повышения квалификации. Один год работы в крутой команде для новичка приносит больше пользы, чем куча пройденных МК и семинаров. Ведь в процессе наблюдения за старшими коллегами, подмастерье видит не только процесс выполнения работ, а и учиться, как правильно себя преподносить и зарабатывать деньги. Также рекомендую устраивать творческие вечера, где старшие мастера совместно с младшими работают над моделями, делятся новыми технологиями, совместно оттачивают навыки и проводят фотосессии выполненных работ. Такие мероприятия очень полезны, их стоит проводить регулярно.

Ощущение перспективы роста и хороший заработок

Эти вещи позволяют удержать мастера в процессе его развития. Самая большая проблема бьюти сферы - это уход опытных мастеров. Причем, этот процесс вполне нормальный и естественный. Для начинающего подмастерья достаточно практики и помощи в его развитии от старших коллег. Однако, когда он уже становится полноценным мастером и у него формируется своя клиентская база, важным моментом является оплата труда. Поэтому необходимо заранее об этом побеспокоиться, например, создать градацию процентов его дохода со стрижки. Это будет неплохой мотивацией и уменьшит шанс ухода мастера на какой-то период времени. Однако, рано или поздно, если ваш салон успешен, мастер упрется в потолок, это произойдет тогда, когда у него уже не останется свободного времени в графике, а процент и прайс больше поднять вы не в состоянии. Здесь следует задуматься о том, какую дополнительную деятельность вы можете ему поручить для того, чтобы разнообразить его рабочие дни. На этом этапе вам пора задуматься о расширении вашего бизнеса. Если же этого не произойдет, то с большой вероятностью, мастер уйдет работать на себя либо в место, где более широкие возможности и перспективы.

Следует помнить, что при потере опытного мастера, вы теряете не только часть клиентов, которые за ним уйдут. Хотя многие владельцы и стараются строго следить за тем, чтобы мастера с клиентами не обменивались контактами - это глупая затея. Такой подход только снижает доверие внутри команды и способствует ее распаду. К тому же, по моему опыту, мастер, имеющий смекалку, всегда найдет способ увести с собой часть клиентов. Кроме клиентов, с потерей мастера салон теряет часть бренда, хороший бренд формируется из хороших мастеров, потому что хорошие мастера притягивают хороших клиентов. Для этого необходимо много времени и стабильность. Уходя, опытный мастер откалывает кусочек устоявшегося статуса вашей компании, и чтобы заполнить его, потребуется немало времени и других ресурсов.

Сохранение команды - это невероятный труд, именно поэтому мы видим огромное количество салонов, где работают одни подмастерья. Они попросту не успевают становиться мастерами, а когда становятся, уходят.

Респектабельность бренда

Этот пункт также влияет на живучесть опытного мастера в команде. Работает безотказно в том случае, если ваше заведение уже является лучшим в регионе. В таком случае мастер, даже видя перспективу большего заработка в работе на себя, перед принятием решения об уходе, хорошо задумается. Ведь в команде он часть сильного бренда, который доминирует на рынке, а один, он всего лишь очередной хороший мастер. Этот фактор сильно скрепляет команду. Однако, если нету перспективы карьерного роста, команда начнет загнивать изнутри. Двигаться некуда, поэтому часть членов команды будут вести борьбу за место под солнцем, а часть просто станет деградировать.

Частный мастер

Если у вас пока нет цели открывать собственное дело, но вам уже тесно работать наемным сотрудником, то вы можете начать деятельность частного мастера. Такой вид деятельности парикмахера позволяет обрести свободу и независимость и при этом избежать серьезных рисков, связанных с ведением бизнеса.

Частный мастер - это человек работающий на себя, арендующий рабочее место в салоне. Перечислим плюсы такой практики:

вам не нужно отдавать часть своего дохода;


вы сами регулирует свой прайс;


вы сами создаете комфортный для вас и ваших клиентов график;


никто не вмешивается в технологические процессы вашей работы;


частным мастерам легче менять локацию места работы, клиенты останутся при вас.


Теперь о минусах:

вы сами себе должны искать клиентов и обновлять клиентскую базу;


затраты на рекламу и привлечение новых клиентов;


независимо от того, сколько вы заработали, вам необходимо оплачивать фиксированную арендную плату;


затраты на расходники и налоги;


иногда приходится переезжать с одного арендованного места на другое чаще, чем хотелось бы.


Итак, оценив плюсы и минусы, можно понять, что вариант работы частным мастером хорошо подходит для опытных мастеров, которые уперлись в финансовый потолок работая 24/7 в салоне на процент. Когда весь график расписан на месяц вперед, а зарплата и перспективы не вдохновляют, следует задуматься об автономной работе. Этот вариант даст вам возможность меньше работать, но при этом больше зарабатывать. За хорошим мастером, как правило, уходит 35-70 % его постоянных клиентов. Это зависит от того, насколько хорош был мастер и от того, какой прайс у него был (о прайсе подробнее обсудим позже).

Сразу скажу то, за что полетят в меня камни со стороны руководителей салонов. Ваши постоянные клиенты - это ваши клиенты!!! Не смотря на то, как много стараний и как много денег салон потратил на их привлечение. На мой взгляд, в случае ухода из салона, вы имеете полное моральное право сообщить о своем новом месте работы. Каким образом - это уже вам виднее, учитывая обстоятельства и отношения с руководством. Однако, хочу, чтобы вы не забывали, что каждый клиент, который придет и не застанет вас на рабочем месте, будет испытывать немалые трудности, связанные с поиском нового мастера и прочие неудобства, которые будут с этим связаны. Поэтому будьте ответственными по отношению к людям, которые доверяли вам свою внешность многие месяца и годы.

Что касаемо руководителей, имеющих проблемы с постоянной утечкой кадров, которые сейчас в ярости от прочитанного, я вам рекомендую вернуться к предыдущей теме «управление персоналом», и хорошо обдумать, почему вы теряете мастеров. А также, что вы можете сделать для того, чтобы клиенты, не смотря на уход их мастера, оставались обслуживаться у вас в салоне.



И еще несколько советов для частных мастеров. При переходе работать на себя НЕ СТОИТ демпинговать свой собственный прайс! В таком случае, вы ничего не выиграете! Перед началом частной практики пообщайтесь с мастерами, которые уже работают на таких условиях, их советы вам пригодятся! Обязательно ведите бухгалтерский учет и организовывайте денежный резерв.

Страховочный денежный резерв должен быть отложен для жизни не работая, на 3-6 месяцев. Также, необходимо откладывать процент от дохода на развитие (семинары, мастер-классы, инструмент и т. д.), пусть он будет небольшой, но постоянный. Еще очень полезная вещь - это «неприкасаемые», так я называю денежный процент, отложенный с дохода, и который никогда ни на что не тратится. Деньги водятся у бережливых людей, которые имеют силу воли не спускать все до копейки. Работа с резервами - это отличная тренировка для самоорганизации, без которой не обойтись, если в будущем вы задумаетесь открывать собственный бизнес.

Итак, вернемся к прайсу, по моим наблюдениям, чем выше прайс, тем больше клиент привязывается к мастеру (тут речь идет о мужских мастерах, как с этим обстоят дела у женских мастеров, я затрудняюсь ответить). С чем это связано? Все просто, мужчины делятся условно на две категории: те, кто стригутся, где придется и те, кто готовы платить.

Так вот, тем, кто стрижется где попало, намного сложнее преподнести качественную стрижку и вряд ли он поймет, почему она стоит дорого. Такие люди стригутся по пути, не готовы платить и достойно оценивать работу мастера. Если мужчина этой категории зайдет в салон и вас там не окажется, он просто сядет к другому мастеру.

Мужчины, которые готовы платить, более тщательно выбирают мастера и, если мастер подошел, они его высоко ценят, ведь его мастерство подтверждается финансовыми затратами. Грубо говоря, такой клиент инвестирует в своего мастера каждый раз, когда стрижется. Ведь с каждым разом их отношения и доверие усиливаются. И если он придет в салон, где вы уже не работаете, то скорее всего, он будет настойчиво требовать у администрации ваши контакты и возможно даже ругаться. Но до этого не стоит доводить. Также следует подчеркнуть, что клиенты второй категории высоко ценят мастерство и ставят его выше, чем интерьер, сервис, и месторасположения салона. К тому же, такие клиенты больше прислушиваются к рекомендациям мастера и часто оставляют чаевые. В двух словах, крепкий фундамент клиентской базы мужского мастера легче строить на высоком прайсе.

Все вышесказанное работает, при условии безупречных навыков работы и коммуникации мастера! Если вы начинающий мастер и у вас пока нет собственной клиентской базы, вам следует ее наработать. На начальном этапе выгоднее всего найти место работы на процент.

Так как вы начинающий мастер, вам необходимо найти место работы, где будет большое количество практики. Многие мастера устраиваются работать в эконом класс, как правило, в таких заведениях большой поток клиентов и невысокие ожидания от качества работы мастера. На первый взгляд, такое место может показаться идеальным для новичка. Однако, в таких парикмахерских есть серьезные минусы.

Во-первых, скорее всего, у вас будут жесткие временные рамки на выполнения работы, так как такие заведения зарабатывают исключительно на количестве и потоке людей. Это отнимает у вас возможность полноценно вникать в процесс выполнения вашей работы, что в свою очередь будет негативно отражаться на качестве стрижек. В таких условиях исключается профессиональный рост. Также, несмотря на то что молодого мастера пытаются учить все кому не лень, среди ваших коллег в эконом классе у вас не будет достойного наставника, соответственно, учиться и ждать толкового совета будет не от кого.

В такие заведения обычно приходят клиенты довольно низкого социального слоя населения. Так что вряд ли вас там будет ждать приятная атмосфера и интеллектуальные беседы. В эконом классе мастера начинают халтурить, и забывают, чему их учили в школе или академии, где они проходили обучение. Эконом класс - это болото, которое затягивает! Мастера туда устраиваются на пару месяцев набить руку, а в результате остаются на годы и успешно деградируют. А при переходе на другое место работы, мало кто из клиентов пойдут за ними.

Вывод такой! Лучше, чем ничего, но долго засиживаться там нельзя!

Более разумным будет устраиваться сразу в престижное заведение с высоким прайсом и количеством клиентов. Вы спросите: “Как же меня, новичка, возьмут в такое заведение?” Опыт работы - далеко не главный критерий, по которому принимают на работу! Мудрые руководители в первую очередь смотрят на потенциал мастера. Потенциал мастера включает в себя:

смелость;


желание и собранность;


целеустремленность;


постоянство;


трудолюбие;


ответственность;


коммуникабельность.


Это большой список, который надо постоянно держать во внимании и работать над ним. Но для начала имейте смелость хотя бы для того, чтобы начать пробовать искать место, которое достойно вас! Остальным займетесь, когда уже сделаете первый шаг!

Кроме этих пунктов, вам стоит тщательно подготовиться! Составьте список лучших мест, где вы хотели бы работать. Узнайте о них все что сможете. Кто мастера, которые там работают? Как они одеваются? Как они общаются? Какая у них культура внутри салона? Все это нужно знать для того, чтобы, проходя собеседования, от вас чувствовалось, что вы свой и что вы беспроблемно впишитесь в их среду. Также, необходимо узнать, где мастера, которые там работают, проходили обучение и по каким технологиям стригут. Но это мы еще разберем немного позже.

И так, если вас уже готовы принять работать в место вашей мечты, стоит обсудить некоторые вещи с руководством на старте. Будете вы сразу работать с клиентами или сначала у вас будет стажировка. Если вас сразу допустят к клиентам, то сколько человек вы будете стричь ежедневно? Если у вас поначалу будет мало клиентов, сможете ли вы работать с моделями на бесплатной основе, чтобы не просиживать время и тренироваться.

По-моему опыту, для хорошего развития навыков, необходимо стричь 4-5 человек в день. Также, хочу подчеркнуть, что не стоит ждать пока вам руководство приведет клиента. Проявляйте инициативу и учитесь сами себе находить клиентуру! Это очень важно для парикмахера и для того, чтобы вы могли стремительно строить свою карьеру! Вы должны приучить себя хотеть продавать свои услуги! Пусть каждый, кто вас знает, будет вашим клиентом! Стригите все, что шевелится! Зовите людей к вам в кресло и не берите с них деньги за первое посещение, пусть они почувствуют, что вам интересно с ними работать! И на следующий раз многие обязательно вернутся и станут вашими постоянными клиентами.

Ищите клиентов среди знакомых, давайте свои визитки на мероприятиях, давайте визитки прохожим и в метро, тем людям с которыми вам было бы интересно поработать! Приглашайте людей на стрижку в соцсетях и с помощью флаеров! Не стоит стесняться, тренируйте смелость. Вам кажется, что вы будете глупо выглядеть, если предложите какому-то прохожему стрижку, выполненную вами. Однако, здесь нет ничего глупого, ведь вы - мастер, который горит своим делом и ищет подходящий “материал” (как бы это грубо не звучало) для своей работы.

И будьте уверены, что при таком подходе у людей будет взаимный интерес к вам, ведь вы проявили смелость и уделили им внимание. Такой подход не оставит равнодушными людей, с которыми стоит работать. А те, кто реагирует с негативом на ваше предложение, не достойны вашего дальнейшего внимания. Если вы проявите такой метод в своей работе и будете дисциплинированы и постоянны, знайте, вы уже лучше 99.9 % всех мастеров. И уже совсем скоро вы станете мастером высшей лиги!

Вопрос выбора места работы является важнейшим фактором. На работе мы проводим значительную долю нашей жизни, а значит, от этого зависит ее качество. То, в каком коллективе вы будете работать и с какими клиентами, зависит от того, какой выбор вы сделаете. Поэтому о месте работы следует задуматься еще до поисков школы и начала обучения парикмахерскому ремеслу. Таким образом, вы сэкономите кучу времени и денег.

Человеку, который только начинает свой путь, очень трудно определить, где хорошо обучают, а где плохо. Часто люди останавливают свой выбор на самых популярных и разрекламированных школах. Однако, такой выбор не всегда правильный. Ведь мы часто видим, что не все продукты, которые много рекламируют, являются лучшими. Как правило, профессиональные вещи мало известны широкой публике, они популярны лишь в узких кругах знающих людей. Поэтому перед началом выбора курсов или школы, постарайтесь просто изучить все стили парикмахерской индустрии.

Определитесь, какой стиль работ вам больше всего нравится, найдите мастеров, которые работают в этом стиле, постарайтесь проанализировать их успешность и положение среди других коллег. Найдите мастеров, которые находятся в высшей мировой лиге парикмахерского дела, в наше время это сделать нетрудно. Посмотрите какие стрижки они выполняют. Затем найдите мастеров в своей стране или городе, которые стригут в похожем стиле, поинтересуйтесь у них, какие курсы или школа помогут вам освоить технологии для выполнения таких работ. Это даст вам возможность обучиться работать в том стиле, который вам нравится и который высоко ценится в кругах обеспеченных людей, а затем вы сможете устроиться работать туда, где будут ваши единомышленники.

Не стоит считать, что для начала можно выбрать самые бюджетные курсы для изучения основ парикмахерского дела, а затем пройти повышение квалификации. Это так не работает! На бюджетных курсах вас будут учить управлять повозкой, а на хороших - современным автомобилем. И то и другое средства передвижения, но они не имеют между собой ничего общего! Также и здесь, дешевые курсы - это потраченные зря деньги и время. Так что выбирайте лучшее, а дальше все будет зависеть от ваших амбиций.

Для больших результатов нужны большие планы! Я рекомендую вам ставить сразу высокую планку, потому что легко не будет в любом случае, однако, пусть результат будет стоить ваших усилий. Моя задача состоит в том, чтобы помочь вам разобраться в этой довольно популярной во все времена, но еще до конца не раскрывшей свой потенциал, профессии! Каждый день мы работаем над тем, чтобы собрать в нашей команде лучших профессионалов, которые знают свое дело! Миссия нашей команды K.M.S заключается в раскрытии потенциала искусства работы с волосами. Ведь красота правит мир
2 Часть. "В вышеизложенном тексте, я немного рассказал о своем опыте первых шагов на пути к превосходству и совершенству. Дальше  поделюсь какие знания и опыт я получил в результате этого."
Другие полезные статьи